Космические воспоминания..
... или рассказы о космической гонке "тех" времен из первых рук.
Очень рекомендую почитать. Особенно поразили технические вопросы и проблемы о которых даже не подозревал.
Более сложный вопрос заключается в другом. Чем должен быть занят человек на станции, что оправдывало бы затраты на создание пилотируемых кораблей? Пока что он занят достаточно примитивной работой: уборка, дезинфекция, перенос грузов из грузовика в станцию, замена неисправного прибора, ремонт чего-то достаточно простого, включение, выключение приборов, доклад на Землю обстановки. За все прошедшие годы не удалось найти область применения интеллекта человека, соответствующую его возможностям и затратам. Пока нашли только одну сферу деятельности человека на орбите - обслуживание. Будем надеяться, что найдется и другая стоящая работа.
Но и функция обслуживания немаловажна. Телескоп
«Хаббл» стоил американцам порядка двух-трех миллиардов долларов.
После его выведения на орбиту обнаружилось, что из-за ошибки в
изготовлении или в сборке его оптической системе требуется ремонт.
Пришлось ждать, насколько помнится, более двух лет до прилета на
«Шаттле» ремонтной бригады. Один только этот полет обошелся в
четыреста миллионов долларов. И такая же ситуация наблюдается
сейчас: нужно заменить камеру с приемником инфракрасного излучения,
силовые гироскопы, но приходится ждать прилета «Шаттла» с бригадой
обслуживания.
Наземные большие телескопы обслуживаются
чуть ли не ежедневно. Если бы на станции было достаточно мощное и
дорогое инструментальное оборудование (например, целая батарея
телескопов для астрофизических и геофизических наблюдений и
исследований, сложные экспериментальные установки), это могло бы
оправдать расходы на обеспечение работы человека на станции.
Конечно, это не означает, что приходится искать работу на борту. Наоборот, при помощи бортовых
компьютеров необходимо всячески освободить экипаж от рутинной и
неэффективной работы по ежедневному многократному контролю работы
оборудования и обстановки на станции: пусть человек занимается по
возможности квалифицированной работой, а рутинную - по контролю и
диагностике - следует передать бортовым компьютерам.
Орбитальные станции в частности
Траектория жизни между вчера и завтра все рассказы.
Комментариев: 0